Экологи тревожатся из-за смены цвета водных путей Аляски

Некогда прозрачные, покрытые льдом водные пути, сейчас стали оранжевыми и даже видны из космоса.

Экологи тревожатся из-за смены цвета водных путей Аляски

Источник картинки: Canva.com

Некоторые из прозрачных, покрытых льдом голубых водных путей в Аляске приобрели удивительный ржаво-оранжевый оттенок, настолько яркий, что его можно увидеть с орбиты Земли.

Размеры загрязненных рек настолько впечатляющи, что их можно заметить даже из космоса, как подчеркивает специалист по токсикологии окружающей среды из Университета Калифорнии в Дэвисе Бретт Пулин. Эти водные пути должны быть серьезно загрязнены, чтобы их можно было увидеть из космоса.

Когда ученые впервые обратили внимание на проблему?

Впервые обратив внимание на эту проблему в 2018 году, исследователи использовали спутниковые снимки и открытые отчеты, чтобы обнаружить более 75 удаленных ручьев на хребте Брукс в Аляске, которые недавно приобрели этот необычный оранжевый цвет на протяжении около 1000 километров.

«Некоторые участки выглядят, словно апельсиновый сок», — описывает один из экологов. «Эти оранжевые потоки могут представлять проблему как с точки зрения токсичности, так и для миграции рыбы в места нереста».

Какие вредные металлы окрашивают воду в оранжевый цвет?

Образцы воды из этих ручьев, собранные с июня по сентябрь 2022 года, показали высокие уровни железа и других токсичных металлов, включая цинк, медь, никель и свинец, по сравнению с близлежащими чистыми ручьями. В некоторых случаях эти загрязнители повышали кислотность воды с обычного значения pH 8 до 2,3.

По словам исследователя Пулина, результаты напоминают о кислотных стоках при добыче полезных ископаемых, хотя в данном случае рядом нет шахт.

Эколог службы национальных парков Джон О’Доннелл, Пулин и их коллеги обнаружили, что это удивительное явление возникло лишь за последние десять лет, параллельно с изменениями климата и увеличением снегопадов.

«Мы предполагаем, что размораживание вечной мерзлоты позволяет воде проникать глубже и взаимодействовать с минералами, которые были заморожены на протяжении тысячелетий», — поясняет Пулин.

Почему в Арктике климат меняется быстрее, чем в других местах?

В Арктике изменение климата происходит в четыре раза быстрее, чем в других частях мира. Это дополнительное тепло разогревает мерзлую землю, стимулирует активность микроорганизмов и способствует «кустарникованию», где новые корни еще больше разрушают почву. В результате эти процессы приводят к выветриванию ранее защищенных полезных ископаемых и переносу их в водные потоки.

«Изменение климата и таяние вечной мерзлоты, по-видимому, играют ключевую роль в ухудшении состояния водных систем. Изменение цвета ручьев связано с резким снижением разнообразия макробеспозвоночных и численности рыбы», — заключают ученые.

Кому угрожает изменение состава воды?

Эти изменения в химическом составе воды из-за контакта с кислыми породами угрожают не только дикой природе, но и местным жителям, которые зависят от этих ручьев как источника питьевой воды и рыболовства.

О’Доннелл и его команда продолжают исследования с целью понять более широкие экологические последствия для региона и определить, когда и где подобные токсичные оранжевые отложения могут повториться.

Ученый подчеркнул, что это представляет собой крайне важный аспект. Он отметил, что, в связи с продолжающимся изменением климата, экологи ожидают, что процесс таяния вечной мерзлоты будет продолжаться, что, в свою очередь, может привести к появлению оранжевых ручьев и ухудшению качества воды там, где присутствуют соответствующие минералы, пишет Science Alert.