Америка в очередной раз объявила Россию «серьезной угрозой национальной безопасности».
Источник картинки: canva.com
Председатель комитета Палаты представителей США по разведке Майк Тернер накануне собрал закрытый брифинг с лидерами конгресса по поводу «серьезной угрозы национальной безопасности». Мероприятие должно было быть секретным, но западные СМИ выдали все тайны американских чиновников.
Автор «Сенсаций.нет» Александр Чаусов анализирует, с чем связана подобная истерика, и почему Россию обвиняют в таком серьезном шаге, как размещение ядерного оружия в космосе.
Так, по мнению ABC-News, «серьезной угрозой», разумеется, является Россия, которая, якобы, вознамерилась разместить в космосе ядерное оружие. Тезис тут же был подхвачен New York Times, которые все же постарались смягчить агрессивную риторику и с отсылкой к «анонимным источникам, близким к достоверным» предположили, что ядерное оружие Кремля на орбите вряд ли можно считать серьезной угрозой — Россия не близка к этому шагу.
Космическую истерику, развернувшуюся на страницах западной прессы, прокомментировал Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. Он он назвал это «очередной провокацией», которую Штаты устраивают с привычным им профессионализмом.
Аналитик «Сенсаций.нет» решили подробнее разобраться в том, какие договора и соглашения сохраняют небо над головой ясным и «безоружным», а также выяснили, с какой тщательностью их соблюдают страны-участницы. Так, главным подтверждением «мирного космоса» является «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», заключенный еще в 1967 году.
Если быть точнее, то безоружный космос мировому сообществу гарантирует статья 4, согласно которой, подписавшие договор государства-участники обязуются не выводить на орбиту Земли «любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами орудия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».
Россия, позже СССР, а еще позже и Российская Федерация подписывали и ратифицировали этот договор и, как показывает многолетняя практика, Кремль весьма щепетильно относится к соблюдению международных соглашений.
Тем не менее, в марте 1983 года действующий президент США Рональд Рейган запустил программу «Стратегической оборонной инициативы», прозванной для простоты «Звездными войнами». Согласно программе, Вашингтон провел ряд исследований и конструкторских работ, в результате которых стало технически возможным размещение систем ПРО на околоземной орбите. Получается, в разгар холодной войны Белый дом прогнозировал свой выход из «Договора о космосе» в одностороннем порядке.
Отношения между Россией и США в 90-х стали менее накаленными. Казалось бы, это должно было завершить космическую горячку. Но уже в начале нулевых напряженность между странами начала расти, а освоение космоса вновь начали рассматривать как потенциальную угрозу.
В 2004 году США провели испытания беспилотного Boeing X-37, де-юре заявленного как исследовательский аппарат, а де-факто способного выполнять как экспериментальные, так и разведывательные и военные миссии. А всего через год, в 2008, Вашингтон провел военные испытания, в результате которых сбил собственный спутник. Россия все это время придерживалась Договора, выражала обеспокоенность, но на провокации не велась.
Генеральный директор концерна ВКО «Алмаз-Антей», Ян Новиков, конкретизировал, почему американский космический БПЛА действительно опасен. Оказывается, у малого американского беспилотника есть возможности и свободные емкости для размещения до трех ядерных боеголовок, а у большого — для шести.
Незадолго до этого Дональд Трамп предлагал возобновить программу «Звездных войн», беспочвенно обвиняя Россию и Китай в космической гонке вооружений и утверждая, что Америка лишь вынуждена обороняться. Поводом для обвинений стала статья в желтой американской газетенке, сообщавшей, что в 2018 году Россия выведет на орбиту орду спутников с боевыми лазерами.
Россия терпеливо продолжает «выражать обеспокоенность».
«Не исключается возможность использования космических средств для нанесения превентивного удара по объектам России и Китая. А с учетом глобальности функционирования космических средств такой удар может наноситься по объектам любого государства», — заявлял Первый замначальника главного оперативного управления Генштаба РФ Виктор Познихир в 2019 году.
В 2020 году Вашингтон решил подстелить соломку и предложил заключить так называемое «Соглашение Артемиды», которое позиционировалось как «простое уточнение» к «Договору о космосе», но при этом включало пункт о возможности создания неких «зон безопасности» в космосе, на Луне и других небесных телах. В этих зонах, как следует из Соглашения, будет происходить координация и защита от внешних угроз.
Если перевести с бюрократического-дипломатического на русский, то смысл предложенного американцами Соглашения можно понимать так: «Космос мирный, мы мирные, но чуть что сразу расставим везде свое вооружение. А «чуть что» случается очень часто».
В 2021 году Россия устала «выражать обеспокоенность», также нашей стране надоели бесконечные провокации и уточнения договоров. Следствием усталости стало то, что Москва в ноябре сбила ракетой собственный устаревший спутник «Целина-Д». Разумеется, событие вызвало очередной виток ядерно-космической истерики в западных СМИ и политическом истеблишменте, после чего в публичном пространстве на пару лет установилась тишина касательно космического пространства.
Но сейчас тема вновь становится горячо обсуждаемой и это не удивительно, ведь Вашингтон и так в одностороннем порядке вышел из большинства договоров по стратегическим вооружениям, которые ранее были заключены с Москвой. Так что теперь от Белого Дома можно ожидать всего, что угодно.