Эксперты узнали, какие темные тайны скрываются за светлыми красками художников-импрессионистов.
Источник картинки: Клод Моне/Pxhere.com
Почему один стиль в изобразительном искусстве мог смениться другим? Конечно, в этих тенденциях имеется художественная логика, но живопись также подвержена влиянию окружающей среды.
Недавно климатологи исследовали творчество Уильяма Тернера, Клода Моне и истоки зарождения импрессионизма. Ученые из Сорбонны и Гарварда анализировали творческий путь этих мастеров и демонстрировали, что с развитием промышленной революции и ухудшением качества воздуха в больших городах стиль работы художников становился более ярким, с более размытыми контурами и дымчатыми оттенками, характерными для импрессионизма. Научную работу назвали «Картины Тернера и Моне как отражение усиливающегося загрязнения воздуха в 19 веке» и опубликовали в журнале PNAS.
Следовательно, можно предположить, что импрессионистов частично вдохновил дым из фабричных труб.
В одном из писем к своей жене в 1901 году после визита в Лондон Моне писал: «Все как мертвое, ни поезда, ни дыма, ни лодки, ничего, что хоть немного возбудило бы вдохновение».
Дым, выбрасываемый трубами британских заводов, вдохновлял его настолько, что за три поездки в Лондон в 1899-1901 годах, Клод Моне написал более ста картин.
В период, когда творили Тернер и, в дальнейшем, Моне, было извлечено огромное количество угля для паровых двигателей и быстроразвивающейся промышленности. Великобритания увеличила добычу угля в сто раз с 1700 по 1900 год. В результате сжигания угля появилось все более видимое загрязнение воздуха, известное как лондонский смог.
Это также привело к проблемам со здоровьем, таким как распространение туберкулеза. Многие умирали от чахотки — так тогда называли туберкулез — из-за угольной пыли в городах того времени. Но важно отметить, что с тех пор экологическая ситуация в в той местности значительно улучшилась.
«Я давно изучаю загрязнение воздуха, и заметила стилистические трансформации в работах Тернера и Моне. Контуры предметов постепенно размывались, палитра стала белее, а стиль изменился с фигуративного на импрессионистский. Эти изменения соответствуют физическим изменениям в атмосфере, влиянию на свет все большего загрязнения воздуха, которое отражает видимый свет всех длин волн», — заявляет Анна Леа Олбрайт, одна из авторов исследования, метеоролог из Сорбонны.
Ученые измерили четкость контуров и яркость более чем ста картин, после чего сопоставили их с данными о загрязнении воздуха в это время, и выявили явную взаимосвязь между этими параметрами.
Уильям Тернер и Клод Моне активно путешествовали, преследуя туман, что можно было бы выделить как отдельный вид туризма. В те времена даже придумали выражение «туризм в тумане»: французы ездили в Лондон, чтобы насладиться атмосферными визуальными эффектами.
Таким образом, магия света на картинах импрессионистов родилась из грязи, дыма, сажи и из выбросов промышленной революции.