Ученые обнаружили планету-одуванчик

WASP-193b является космической загадкой.

Ученые обнаружили планету-одуванчик

Источник картинки: Canva.com

Как сообщает Nature Astronomy, галактика способна порождать разнообразные объекты, однако экзопланета, обнаруженная на расстоянии 1 232 световых лет, представляет собой одну из самых странных из них.

Название

Называется она WASP-193b и, несмотря на то, что планета почти вдвое больше Юпитера, она настолько легкая и пушистая, что ее общая плотность сопоставима с плотностью одуванчика. Эта планета имеет плотность, равную всего лишь 1% плотности Земли. В некотором смысле, это планета из одуванчиков, если бы шарик одуванчика мог стать планетой.

Экзопланеты, подобные WASP-193b, являются редкостью, но при этом могут помочь нам лучше понять эволюцию планет, говорит астроном Халида Баркауи из Льежского университета в Бельгии.

«Эта WASP-193b — вторая наименее плотная планета, обнаруженная на сегодняшний день, после Kepler-51d, которая значительно меньше«, — объясняет Баркауи, руководитель международной команды астрономов. — «Ее чрезвычайно низкая плотность делает планету реальной аномалией среди более чем пяти тысяч экзопланет, обнаруженных на сегодняшний день. Даже при нереалистической представлении об безъядерной структуре, стандартные модели облучаемых газовых гигантов не могут воспроизвести такую низкую плотность«.

Исследования

Исследование всех странных и удивительных миров, которые существуют, не только помогает нам составить общее представление о нашей солнечной системе, но и открывает окно в процессы формирования и развития планетарных систем.

Газовые гиганты, находящиеся близко к своим звездам, являются отличными объектами для изучения, поскольку наше понимание процессов формирования планет подразумевает их возникновение в других местах и их последующую миграцию к центру системы. Кроме того, облучение от звезды также способствует сокращению большинства таких миров.

WASP-193b является экзопланетой, вращающейся вокруг звезды, похожей на Солнце, под названием WASP-193. Эта звезда массой около 1,1 раза больше массы Солнца и радиусом на 1,2 раза больше радиуса Солнца. Она также очень близка к Солнцу по температуре и возрасту. Однако WASP-193b обращается вокруг своей звезды гораздо ближе, чем любая планета Солнечной системы, делая один оборот за 6,25 дня.

Изучение

Изучение изменений света звезды в процессе движения экзопланеты вокруг нее позволило Баркауи и ее коллегам рассчитать радиус и массу этой планеты. Радиус WASP-193b примерно в 1,46 раза больше радиуса Юпитера. Однако, ее масса невероятно мала по сравнению с Юпитером, составляя всего лишь 0,139 массы Юпитера.

На основе этих данных исследователи определили плотность экзопланеты: 0,059 грамма на кубический сантиметр. В сравнении, плотность Земли составляет 5,51 грамма на кубический сантиметр, а плотность Юпитера 1,33 грамма на кубический сантиметр, что объясняется его густыми облаками. Плотность сахарной ваты составляет 0,05 грамма на кубический сантиметр.

«Планета настолько легкая, что сложно найти аналогичный твердый материал«, — говорит планетолог Жюльен Де Вит из Массачусетского технологического института. — Причина, по которой ее плотность близка к сахарной вате, заключается в том, что в обоих случаях они, по сути, представляют из себя воздух. Эта планета в основном состоит из воздушных масс«.

WASP-193b — космическая загадка

Других миров со сравнимой плотностью обнаружено очень мало, но они дают некоторые подсказки о том, как могут существовать такие пушистые планеты. Близость к звезде может нагревать атмосферу, выдувая ее, особенно если атмосфера состоит в основном из водорода и гелия.

Однако подобный мир, похожий на WASP-193b, может существовать только в течение нескольких десятков миллионов лет или около того, когда звезда будет моложе и горячее. Кроме того, тепло и ветра от звезды могут быстро разрушить такую хрупкую атмосферу.

Так что все это представляет определенные проблемы. Считается, что возраст звезды составляет около 6 миллиардов лет. Хотя может существовать механизм, который позволяет внутреннему теплу надувать атмосферу WASP-193b, наблюдаемые свойства этой экзопланеты невозможно воспроизвести с помощью сложных моделей планетной эволюции.