Исследователи выяснили, что осьминоги первые в царстве животных обзавелись половыми гормонами

Согласно открытому специалистами геному осьминога, головоногие моллюски, вероятно, имеют самые старые половые хромосомы среди всех животных.

Источник картинки: Canva.com

До недавнего открытия ученые даже не знали, что у осьминогов есть определенная форма определения пола, зашифрованная в их геноме. Для различия самки и самца ученым оставалось только наблюдать за ними, пока одна из особей не начнем откладывать яйца.

Однако группе специалистов из Университета Орегона удалось разгадать загадку и представила научному миру первые доказательства генетического определения пола у осьминогов. Добиться этого удалось благодаря исследованию генов калифорнийского двупятнистого осьминога — первого среди головоногих моллюсков, весь геном которого был секвенирован. В результате ученые смогли обнаружить уникальную пару хромосом, после чего сравнили ее с другими известными им геномами животных и выявили признаки определения пола, схожие с признаками у птиц, ракообразных и некоторых насекомых. Так, у самцов осьминогов есть пара Z-хромосов, в то время как у самок только одна Z. В процессе скрупулезных исследований, специалисты пришли к выводу, что Z-хромосома является «эволюционным отклонением», которе стоит особняком от аналогичных хромосом у ближайших видов, информирует портал Sciencealert.

Подводя итоги своим изысканиям, исследователи заключили, что если бы Z-хромосома, вероятно, возникла в период между 455 и 248 миллионов лет назад и имеет древнее, уникальное происхождение. Раньше ученые полагали, что половые клетки возникли около 450 миллионов лет назад.

Например, ранее считалось, что самая старая половая хромосома есть у осетровых рыб. У самок набор половых клеток — ZW, в отличие от «гемизиготной» Z-хромосомы самок осьминогов. Вполне возможно, что соответствующая W-хромосома осьминога могла быть потеряна с течением времени и эволюции.

Головоногие имеют одни из самых старых половых хромосом как среди животных, так и среди растений, заключила независимый ученый-эволюционист Сара Кэри.