«Личные дневники лидера Nirvana» не только о музыке, но и о размышлениях о телевидении, прессе, социальной иерархии и музыкальной индустрии.
Источник картинки: Скриншот с сайта YouTube
В издательстве АСТ был выпущен сборник дневниковых записей и рисунков лидера группы Nirvana, Курта Кобейна, под названием «Личные дневники лидера Nirvana». Первый русскоязычный выпуск этой книги, известной как «Journals» в оригинале, был изучен Игорем Гавриловым.
Материалы Курта Кобейна в книге «Личные дневники лидера Nirvana» не имеют точной датировки, но расположены в хронологическом порядке, начиная с первых демозаписей Nirvana и заканчивая последним альбомом «In Utero» (1993). Они охватывают записи школьника, который осознает свою сексуальность и место в мире взрослых, до философских размышлений популярного рок-музыканта, сталкивающегося с проблемами наркотиков и публичной жизни. Рассказ о семье Кобейна появляется в середине книги. Его записи не всегда представляют собой последовательный рассказ, а иногда переплетаются с комиксами, списками любимых песен, пресс-релизами и черновиками текстов песен.
Несмотря на то, что события в «Дневниках» происходят в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда интернет еще не был распространен, и книга была впервые опубликована в 2002 году, любой поклонник Nirvana может почувствовать связь с автором прямо сейчас. Песни Nirvana до сих пор звучат повсюду, а книга помогает понять, почему они остаются актуальными для нового поколения.
Молодые рок-музыканты могут увидеть в ранних записях Кобейна свое собственное становление. Взгляд из 2024 года на карьеру Nirvana показывает, что до успеха альбома «Nevermind» (1991) были трудности: сложные отношения с лейблом Sub Pop, постоянная смена барабанщиков, выступления в небольших клубах. Письма Кобейна своим коллегам из групп Screaming Trees, Melvins и Bikini Kill являются ценным источником информации о его творческой индивидуальности. Основной вывод из его «Дневников» — истинный музыкант должен быть страстным фанатом музыки и думать о ней постоянно.
В одной из записей в дневнике Курта Кобейна описывается момент, когда он и бас-гитарист Nirvana Крист Новоселич устраивали «резню» пластинок из коллекции Криста, таких как The Eagles, The Carpenters, Yes, и Джони Митчелл. Кобейн высказывает свое мнение о том, что авторы песен могут быть либо мрачными и трагическими визионерами вроде Моррисси, Майкла Стайпа или Роберта Смита, либо безумными белыми клоунами вроде Ван Халена, которые призывают к веселью.
Лидер Nirvana предпочитал группы типа Screaming Trees, Butthole Surfers, Дэниела Джонстона, The Vaselines и The Melvins, а также множество других коллективов, которые благодаря его поддержке стали популярными. В его дневниках можно найти списки любимых групп и песен, которые постоянно обновлялись, а сам Кобейн несколько раз переосмысливал свое представление о себе и своей группе.
«Личные дневники лидера Nirvana» не только о музыке, но и о размышлениях о телевидении, прессе, социальной иерархии и музыкальной индустрии. Кобейн делится своими мыслями о том, что телевидение является злом, пресса несправедлива, а социальная структура продолжает быть неравной. Он также высказывает критику по отношению к музыкальной коммерции.
Одно из самых ценных наблюдений в его записях касается отношения общества к «Поколению Вудстока», где он отмечает, что большинство взрослого населения США не проявляло интереса к событиям Вудстока. Он описывает хиппи как «небольшое стадо скота», которое не смогло передать свои идеалы любви, мира и отказа от предрассудков своим потомкам. Это наблюдение до сих пор актуально и может быть ответом на вопрос о том, почему рок-н-ролл не изменил мир.