Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что генетическая информация человека оказывает воздействие на производство трегалазы — фермента, который контролирует усвоение «грибного сахара».
Источник картинки: istockphoto.com
Исследование, в ходе которого было проанализировано 1068 образцов ДНК жителей северных и арктических регионов России, выявило, что суммарный риск дефицита трегалазы в некоторых коренных популяциях северных народов может достигать 60-70 процентов.
По мнению авторов научной статьи, это следует учитывать при диагностике и лечении пищевых расстройств и ожирения, особенно у детей, проживающих в этих районах, говорится в журнале «Вопросы питания».
Трегалоза или «грибной сахар» — это естественный углевод, который присутствует в грибах, лишайниках, водорослях, некоторых растениях и дрожжах. Его основная функция заключается в защите клеток от разрушительных процессов, вызванных низкими температурами, окислением и обезвоживанием.
Было обнаружено, что у 19,8–53,7 процента изученных коренных северян имеется генотип GATREH, который связан с уменьшением активности трегалазы приблизительно в 1,5 раза. Люди, обладающие этим генотипом, могут испытывать чувство дискомфорта и неудовольствия при употреблении грибов. В то время у до 20 процентов северян, обладающих генотипом AATREH, после употребления грибов могут возникать серьезные боли в животе. Население, носителей «рискового» генотипа AA*TREH, увеличивается от одного процента среди обских угров до 18–20 процентов среди эвенов, эвенков и нанайцев, и колеблется в пределах от 10 до 19 процентов среди народов Нижнего Амура, Камчатки и Чукотки.
В общей сложности, вероятность развития дефицита трегалазы в среде коренных северных народов в азиатской части России достигает 60–70 процентов.