Китайские ученые обнаружили геометрические загадки под поверхностью Марса

Открытия Марсохода «Чжужун» могут привести к тому, что ученым придется пересмотреть историю Красной планеты.

Китайские ученые обнаружили геометрические загадки под поверхностью Марса

Источник картинки: pxhere.com

Ученые из Китая сообщили, что исследовательское устройство «Чжужун», работавшее на Марсе в 2021-2022 годах, обнаружило на глубине 35 метров необычные многоугольники. Фигуры вызвали интерес ученых, которые пытаются понять происхождение этих формаций, пишут РИА Новости.

Это открытие было сделано во время миссии «Тяньвэнь-1», когда «Чжужун» приземлился на Равнине Утопия в мае 2021 года. Китай стал второй страной после США, успешно доставившей исследовательский ровер на Марс. К сожалению, связь с устройством была утеряна в мае 2022 года, но за это время марсоход проехал примерно два километра по дну Утопии.

В ходе работы, помимо обнаружения многоугольников, «Чжужун» выполнял разнообразные задачи, включая зондирование с помощью георадара RoPeR (Rover Penetrating Radar) на глубину до 100 метров, изучение магнитного поля и климатических параметров, а также поиск воды и анализ минерального состава почвы. Полученные данные подтверждают активность грунтовых вод в регионе до самого новейшего периода геологической истории Марса, что ранее считалось невозможным.

Это открытие проливает свет на возможные процессы формирования минералов под влиянием вулканической активности и наличие подповерхностного льда. Кроме того, георадар RoPeR, установленный на марсоходе, также выявил слоистую структуру пород под поверхностью Равнины, что указывает на возможное отложение в водной среде в прошлом. Ученые предполагают, что кратер периодически заполнялся водой около 3,5-3,2 миллиарда лет назад, что объясняет слоистость обнаруженных пород.

Три миллиарда лет назад эпоха жидкой воды на Марсе завершилась, и слоистые породы были засыпаны реголитом, который состоял из пыли и мелких обломков. Ученые также рассматривают возможность наличия высокоминерализованных растворов в поровых ловушках на глубине.
Согласно предложенной версии, глинистые осадки на дне кратера высыхали и растрескивались после ухода воды. В трещины проникала влага из глубины и с поверхности, создавая многообразные многоугольные структуры в результате циклического процесса замерзания и оттаивания.

Эти открытия свидетельствуют о климатической революции на Марсе, произошедшей примерно 3,2-2,9 миллиарда лет назад, когда условия на планете существенно изменились.