Какие гены отличают Homo sapiens от прочих приматов

Сравнение ДНК нейронов современных людей, неандертальцев и денисовцев (вымерший подвид людей) выявило различия в десятках генов, особенно в области мозга, ответственной за мыслительную активность.

Какие гены отличают Homo sapiens от прочих приматов

Источник картинки: pxhere.com

Ученые раскрыли тайну человеческого разума, выявив 139 генов в мозге, уникальных для Homo sapiens. Исследования отслеживали пути расхождения функций генов у человека и четырех видов приматов: шимпанзе, гориллы, макаки и мармозетки, которые влияют на развитие высших когнитивных функций. Современные методы генетического анализа позволили нейробиологам понять мозговую активность на новом уровне, эти гены, возможно, являются ключевыми для развития разума у человека, пишут РИА Новости.

В 2013 году начался проект BRAIN Initiative, по завершении в 2021 году был составлен Атлас клеток мозга приматов. Анализ, проведенный на миллионах клеточных ядер выявил сотни подтипов клеток. Сравнительный анализ выделил эволюционные различия в нейронах и подчеркнул эволюционное расширение функций клеток.

Ученые из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета под руководством профессора Женевьевы Конопки обнаружили специализированные нервные клетки в человеческом мозге, которые ответственны за адаптацию и обработку опыта. Отличия в генах, влияющих на развитие речи, также обнаружены.

Группа ученых из США и Канады под руководством Джесси Гиллис провела исследование эволюции, они выявили гены сильно активные только у Homo sapiens, которые, вероятно, адаптировались к когнитивным функциям человека.

Приблизительно 25% этих генов связаны с заболеваниями головного мозга. Ученые надеются, что их открытия помогут понять природу психических расстройств и нейродегенеративных состояний.