Ученые обнаружили интенсивный всплеск ионосферы, вызванный гамма-вспышкой

Самая яркая гамма-вспышка GRB 221009A, ставшая причиной всплеска в ионосфере, произошла в прошлом году.

Ученые обнаружили интенсивный всплеск ионосферы, вызванный гамма-вспышкой

Источник картинки: Скриншот с сайта YouTube.com

Более года назад ученые сообщили о наблюдении самого яркого гамма-всплеска за всю историю, которое получило название GRB 221009A. Сейчас же исследователи утверждают, что этот взрыв, также называемый КОРАБЛЕМ, вызвал всплеск в ионосфере Земли, произошедшие около 310 миль над поверхностью планеты. Мы приводим для вас перевод статьи Daily Mail.

Ионосфера находится на высоте примерно от 50 до 400 миль над земной поверхностью и представляет собой область, где атмосфера Земли встречается с космосом. Эта область играет важную роль в защите Земли от вредного излучения и обеспечении радиосвязи.

Однако вызывает тревогу то, что степень повреждений, которые могут быть вызваны такими всплесками в ионосфере, пока остается неясной. В связи с этим, международная группа исследователей, возглавляемая доктором Стефано Пьерсанти из Университета Аквилы в Италии, провела новое исследование.

«Атмосфера Земли подвержена воздействию космических взрывов, которые производят гамма-всплески высокой энергии», — говорится в их статье. «Мы сообщаем о свидетельствах интенсивного всплеска ионосферы на верхней стороне, вызванного значительной внезапной вспышкой».

Ранее проведенные исследования уже указывали на то, что гамма-всплески представляют собой короткоживущие вспышки гамма-излучения, которое является самой энергичной формой света с минимальной длиной волны. Эти всплески, продолжительностью от нескольких миллисекунд до нескольких минут, ярче в сотни раз, чем обычная сверхновая звезда и в миллион триллионов раз ярче Солнца.

Первые гамма-всплески были обнаружены в 1960-х годах, и с тех пор они стали «головной болью» для ученых по всему миру, которые стремятся выяснить, что их вызывает.

Астрономы предполагают, что основной причиной большинства гамма-всплесков является исчерпание ядерного топлива в ядре массивной звезды. При этом ядро разрушается под влиянием собственного веса, образуя черную дыру.

Один из таких гамма-всплесков, известный как GRB 221009A, был замечен 9 октября 2022 года, спустя 10 часов после его возникновения. Длительность самого всплеска составила около семи минут. Он произошел в созвездии Сагитта и, по оценкам, достиг Земли через 1,9 миллиарда лет.

GRB 221009A был зафиксирован несколькими рентгеновскими и гамма-космическими обсерваториями, включая спутники НАСА Swift и Fermi, а также INTEGRAL, управляемый Европейским космическим агентством (ESA).

Исследователи обнаружили, что GRB 221009A вызвал значительные изменения электрического поля в верхней части ионосферы Земли. Это подтверждает связь между этим гамма-всплеском и ионосферным всплеском.

Дополнительно, приемники GNSS на Земле в районе Средиземноморья зафиксировали значительное увеличение электронного содержания в начале дня по британскому времени. Это также указывает на глубокое влияние GRB 221009A на проводимость ионосферы Земли.