Фанаты легенды советского рока устраивают акции памяти в честь дня рождения кумира – Виктору Цою могло исполниться 63 года. Вспоминаем биографию фронтмена группы «Кино».

Источник картинки: кадр фильма «Игла»
Детство и юность
В теплый день 21 июня 1962 года в роддоме №9 Московского района Ленинграда, на Кузнецовской улице, 25, на свет появился мальчик, который в будущем изменит судьбы многих людей благодаря своей музыке.
Мальчика назвали Витей – его отец, Роберт Цой, был инженером корейского происхождения, а мать, Валентина Гусева, – учительницей физкультуры. Детство Виктора проходило в районе Московского парка Победы, жила семья на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, учился в школе на улице Фрунзе, где работала мама. В 1973 году родители развелись, но через год снова поженились.
В возрасте 12-15 лет ходил в среднюю художественную школу, где создал группу «Палата №6» с Максимом Пашковым. В это же время будущая легенда рока написала первые песни – «Вася любит диско» и «Идиот». До современников дошла единственная запись группы, это альбом «Слонолуние». Однако Виктор не был прилежным учеником – из Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова (теперь СПбХУ им. Н.К. Рериха) его выгнали за неуспеваемость. После этого поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву, где, вероятно, отточил навык и научился профессионально вырезать фигурки нэцкэ.
В юности любил творчество Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, а позже стал поклонником Брюса Ли – его имиджу он стал подражать и увлекся восточными единоборствами.

Музыка
Конец 1970-х — время, когда в ленинградских подворотнях звучал панк, а судьбоносные знакомства рождались на кухнях. Именно тогда Виктор Цой, еще совсем не рок-икона, а скромный парень с бас-гитарой из группы «Палата №6», оказался в кругу будущих легенд. Сначала — у Андрея Панова (он же Свин), лидера панк-группы «Автоматические удовлетворители», затем — рядом с Алексеем Рыбиным, с которым Цой подружился особенно близко. В этой шумной компании Виктор не сразу стал своим — по воспоминаниям друзей, он был молчаливым, даже зажатым, и не писал собственных песен. Но именно здесь его впервые подталкивают к творчеству. Родители уехали в отпуск, оставив 90 рублей на хозяйство — Цой тратит их почти целиком на двенадцатиструнную гитару. Так началась история песен, с которых все закрутилось.

В 1981 году Цой и Рыбин поехали в Москву в составе все тех же «Удовлетворителей», играли панк на подпольных концертах Артемия Троицкого. Тогдашняя публика не оценила первую песню Цоя «Вася любит диско», но Виктор не сдался. Очень скоро он написал «Мои друзья» — трек, который стал его первой по-настоящему узнаваемой песней и своеобразной визиткой. Ее услышал Троицкий, загорелся и рассказал о новичке Борису Гребенщикову. Правда, тот поначалу отнесся к рассказу с прохладцей — до тех пор, пока не услышал песню сам. Встреча с Борисом и сближение с Майком Науменко определили новое направление: от панковской свободы — к «новым романтикам», глубоким текстам и личной философии.
Майк стал для Цоя первым наставником, человеком, к которому он нес все новые песни. «Если говорить о философии, то мне очень близок Майк, когда он говорит: „Живи, как живется«», — вспоминал Цой. Позже он увидит в этом принципе отголоски даосской мудрости — жить без напряжения, но не бездействовать. Этот подход стал лейтмотивом его творчества: простые, но точные слова, честный взгляд на жизнь и полное отсутствие позы.

Любовь
Личная жизнь Виктора Цоя была тесно связана с его творческим становлением. В 1982 году, на одном из квартирников, он познакомился с Марьяной — яркой, уверенной женщиной, старше его на четыре года. Она тогда работала в цирке и, услышав песни Цоя, сразу поверила в его талант. С этого началась не только история любви, но и история группы «Кино» как серьезного проекта: именно Марьяна помогала организовывать концерты, продвигала музыку, верила в успех. Через два года, в 1984-м, они поженились.
В браке у них родился сын — Александр. Он рос в творческой, хотя и непростой обстановке. Позже стал программистом, писал стихи, пробовал себя в музыке и дизайне. Долгое время избегал публичности и выступал под фамилией Молчанов.

Но к концу 80-х в жизни Цоя появилась Наталия Разлогова — киновед, переводчица, женщина тонкого ума и другой, более интеллектуальной среды. Они познакомились на съёмках и вскоре начали отношения. Виктор не стал это скрывать: он честно признался Марьяне, что влюблен, и переехал в Москву к Наталии. Формально супруги не разводились, но жизнь их пошла разными путями.
С Наталией Цой провел последние три года. Именно она искала его в тот день, когда он не вернулся с рыбалки. После его смерти она уехала в США и больше не появлялась в публичном поле, связанном с группой.
«Кино» и слава
В начале 80-х Виктор Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским отдыхал в Крыму — там, под звуки гитары на пляже, родилась идея создать собственную группу. Сначала ее назвали «Гарин и Гиперболоиды» — название подсказал Борис Гребенщиков. Вернувшись в Ленинград, друзья стали репетировать, и уже в январе 1982 года коллектив вступил в Ленинградский рок-клуб. После ухода Валинского в армию группа стала называться «Кино» и весной записала дебютный альбом «45» при участии музыкантов «Аквариума».
Постепенно «Кино» обретало узнаваемость: начались квартирники, появились первые фанаты. В 1983 году к группе присоединился гитарист Юрий Каспарян, а Алексей Рыбин покинул состав. В это же время Цой записал с Каспаряном следующий альбом — «46». Осенью того же года, чтобы избежать армии, Цой лег в психиатрическую больницу, где провел полтора месяца. Знакомые отмечали, что после этого он будто изменился — стал собраннее, серьезнее, глубже.
Весной 1984-го группа «Кино» выступила на рок-фестивале, где получила статус лауреата, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» была признана лучшей антивоенной. Это был момент, когда Цой окончательно вышел из андеграунда — и шагнул в историю.

Во второй половине 1984 года «Кино» обрела тот самый состав, с которым вошла в историю: Виктор Цой, гитарист Юрий Каспарян, басист Игорь Тихомиров (сначала Александр Титов), и ударник Георгий Гурьянов, известный как Густав. Каждый из них был личностью — Гурьянов, например, был художником и стильным дэнди, Каспарян — интеллигентом с философским складом, а Тихомиров пришел в рок из академической среды.
Но центром оставался Виктор Цой — немногословный, собранный, с внутренней уверенностью, за которой скрывался тонкий поэт и наблюдатель жизни.
В те годы группа записывает альбомы «Начальник Камчатки», «Это не любовь» и «Ночь». Их песни — простые по форме, но острые по содержанию — постепенно становятся голосом молодежи. В те времена Цой продолжает работать кочегаром в легендарной ленинградской котельной «Камчатка». Там кипела жизнь: музыканты встречались, спорили, репетировали, снимали фильмы («Йя-Хха», «Рок»). Котельная стала культурным кодом поколения.

С середины 80-х Цой все чаще появляется на экране. Его песня «Перемен!» прозвучала в фильме «Асса» и стала гимном перестройки. Он был не просто рок-музыкантом — он стал символом надежды, протеста, внутренней свободы. В 1988–89 годах группа записывает альбом «Группа крови» и снимается в фильме «Игла», где Цой исполнил главную роль. После этого началась настоящая «киномания»: концерты на стадионах, туры по СССР и поездки за границу — во Францию, США. В 1990 году «Кино» дает грандиозный концерт в «Лужниках», собирая 70 тысяч человек.
Лето 1990 года стало для группы временем новых надежд. Музыканты поехали на дачу под Юрмалой, где записывали материал для нового альбома. В январе 1991 года, уже сведенный и получивший символическое название, «Черный альбом» услышали фанаты, но уже без Цоя.
Последний путь
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе под Ригой — это стало трагедией не только для его близких, но и для целого поколения. В тот день он отправился один на рыбалку и около полудня поехал обратно. За рулем своего «Москвича» Цой, по официальной версии, заснул и выехал на встречную полосу — произошло лобовое столкновение с междугородним автобусом «Икарус–250», который ехал со скоростью 60-70 километров в час.
Музыкант погиб мгновенно. Он был трезв, в крови не обнаружили никаких веществ, но ехал с превышением скорости. На месте тормозного пути не нашли — возможно, он просто не успел среагировать.
Виктору было всего 28. За десять лет творчества он прошел путь от квартирных концертов до переполненных стадионов. Его группа «Кино» стала голосом времени, а сам он — символом перемен. У него был узнаваемый почерк: простые, но точные тексты, музыка на грани рока и постпанка, и абсолютная искренность. За этим стоял человек, не любивший громких слов, сдержанный, почти застенчивый, но внутренне свободный.
После его гибели страна будто застыла. Тысячи людей пришли на похороны в Ленинграде, несмотря на просьбу семьи не делать этого. В фанатской среде распространились слухи — о самоубийстве, о наркотиках, о вмешательстве КГБ, — но ничто не смогло затмить главное: Виктор Цой умер на пике, оставаясь настоящим до конца. Его не стало — но песни остались, и они звучат до сих пор.