Мы выяснили, что же изменилось в программе льготного лизинга в 2024 году.
Источник картинки: Пресс-служба автозавода lada
Внесенные изменения коснулись госпрограммы субсидирования лизинга и автокредитования. Однако основная идея осталась неизменной – поддержать сбыт отечественных автомобилей, производимых на российских заводах.
Для получения субсидии установлены определенные требования по минимальному уровню локализации автомобилей. Кроме того, возможность получения скидки в размере 10% или до 500 тысяч рублей на каждое транспортное средство является привлекательной для потребителей.
Однако в этом году список автомобилей, попадающих под программу льготного лизинга, значительно сократился. Легковые автомобили, за исключением полностью электрических моделей (Москвич 3е, эволюта и калининградский амберавто), были удалены из списка. Также удалены практически все грузовики категорий B и C, оставив только не вышедший в массовое производство электрический EVM Pro на базе УАЗа. Седельные тягачи KAMAZ остались вне ограничений. Однако категория D – автобусы всех типов с числом мест от 9 и более – не затронута ограничениями.
Для того чтобы оценить влияние данных изменений на рынок, необходимо рассмотреть общие масштабы лизинга. В 2023 году было заключено около 300 тысяч лизинговых договоров, а общее количество новых проданных автомобилей, включая грузовики и автобусы, составило 1,3 миллиона единиц. Доля легковых автомобилей в договорах составила около 42%, грузовиков – 40%, легких коммерческих автомобилей (LCV) – 9%. Правительство выделило около 10 миллиардов рублей на субсидии автолизинга в 2023 году, что соответствует примерно 30 тысячам автомобилей. В бюджете на 2024 год запланировано 9 миллиардов рублей (и 31 миллиард рублей на период с 2024 по 2026 годы), при этом возможно дополнительное финансирование, как это было в предыдущем году.
Правительство акцентирует свое внимание на достижении определенных целей через распределение субсидий. Судя по всему, господдержка будет сосредоточена на больших грузовиках и автобусах отечественного производства. В прошлом году наблюдалось смещение акцентов в пользу грузовиков, поставки которых по лизингу выросли на 59%, в то время как все остальные категории записали прирост на 44%. Однако основным приоритетом в лизинге остается сегмент электромобилей, на которые выделяются самые значительные субсидии, составляющие до 35% от стоимости или до 925 тысяч рублей на каждое транспортное средство, что гораздо больше, чем для грузовиков или автобусов.
Лизинг объединяет в себе черты кредита и аренды, и его можно сравнить с «арендой в кредит». Основное отличие от чисто кредитной схемы заключается в том, что до погашения полной стоимости автомобиля собственником является кредитная организация. При операционном лизинге кредитная организация остается собственником автомобиля по истечении срока договора, но такая форма является редкой. Все формы лизинга предоставляют налоговые выгоды для получателя лизинга. Автомобиль не учитывается в его балансе, что позволяет снизить имущественный налог. Ежемесячные платежи рассматриваются как расходы, что также уменьшает налогооблагаемую базу. Также применяется ускоренная амортизация при лизинге, что способствует дополнительным налоговым льготам. Некоторые лизингодатели также предоставляют техническое обслуживание.
Машины, взятые в лизинг, могут быть переданы в сублизинг вместе с остаточными платежами.
Следует отметить, что процентная ставка по лизингу выше, чем по кредиту, однако возможности и выгоды данного финансового инструмента перевешивают, что обусловливает рост доли лизинга до 82% в продажах новых грузовых автомобилей и предрасполагает к дальнейшему росту. Основными пользователями лизинга являются перевозчики всех типов и крупные промышленные предприятия. Среди крупнейших лизингодателей можно отметить: Газпромбанк Лизинг, ВТБ Лизинг, Сбербанк Лизинг, Альфа-Лизинг и Государственную Транспортную Лизинговую Компанию (ГТЛК).