Science Alert: Черви из Чернобыльской зоны оказались устойчивы к радиации

Ученые обнаружили у червей механизм восстановления ДНК.

Science Alert: Черви из Чернобыльской зоны оказались устойчивы к радиации

Микроскопические черви, обитающие в высокорадиоактивной среде Чернобыльской зоны отчуждения (CEZ), оказались удивительно устойчивы к радиации. Нематоды, собранные в этом районе, не проявили никаких признаков повреждения своих геномов, что поразительно для организмов, живущих в таком опасном месте. Ученые считают, что это свидетельствует о высокой адаптивности червей и их способности приспосабливаться к экстремальным условиям, которые могут быть непригодны для других видов. Об этом сообщает Science Alert.

Группа биологов под руководством Софии Тинтори из Нью-Йоркского университета отмечает, что эти открытия могут пролить свет на механизмы восстановления ДНК, которые в будущем могут быть использованы в медицине. После катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции территория CEZ была закрыта для посещения из-за высоких уровней радиации, что повышает риск мутаций и заболеваний.

Исследования животных, обитающих в этом регионе, показали генетические изменения, но последствия катастрофы для местных экосистем до конца не изучены. Ученые считают, что нематоды могут стать отличной моделью для изучения различных явлений, таких как биологическое развитие и репарация ДНК. Они собрали сотни червей из CEZ для дальнейших исследований и секвенирования генома, чтобы понять их уникальные адаптивные способности к радиации.

После того, как геномы были секвенированы, они были сравнены с геномами пяти образцов O. tipulae из разных уголков мира — Филиппин, Германии, Соединенных Штатов, Маврикия и Австралии. В результате исследования было выявлено, что черви из CEZ имели более сходные генетические характеристики между собой, чем с червями из других регионов, причем генетическое расстояние соответствовало географическому. Не было обнаружено признаков повреждения ДНК из-за радиации.

Группа ученых провела тщательный анализ геномов червей и не обнаружила значительных хромосомных изменений, которые ожидались в условиях мутагенной среды. Также не было обнаружено связи между частотой мутаций у червей и интенсивностью радиации в их местах обитания. Тесты на потомство показали различную степень толерантности к повреждению ДНК у разных штаммов червей, но это не коррелировало с уровнем радиации в окружающей среде.

Исследователи пришли к выводу, что нет доказательств воздействия окружающей среды CEZ на геномы O. tipulae. Эти результаты могут помочь ученым понять, почему некоторые люди более подвержены раку, чем другие. Согласно словам Тинтари, знание о чувствительности или толерантности различных штаммов O. tipulae к повреждению ДНК может помочь в изучении реакции организмов на канцерогены и факторы риска для здоровья, сообщает PNAS.