Однако в Бишкеке не весьма рады таким инициативам со стороны Анкары.
Источник картинки: Нейросеть Kandinsky
Турция намерена увеличить свое влияние в Центральной Азии для удерживания Китая и России. Кыргызстан в этом плане занимает далеко не последнее место, сообщает портал «Государственные новости».
Анкара уже давно пытается продвинуться в реализации своего видения новой геополитической модели «Великого Турана». Она заключается в создании некоего межгосударственного этнического союза. В него бы входили страны, где проживает тюркский народ. Центром принятия решений в данном случае стала бы, конечно, Анкара.
Как сообщают аналитики издания, в Бишкеке не весьма рады таким глобальным планам. Речь идет об экономике, транспортно-логистических маршрутах и культуре целой страны. В первом случае, Кыргызстан станет одним из партнеров Турции, которым будут пользоваться для спасения экономики «главенствующего» государства. Кроме того, основным партнером Бишкека на данный момент является Россия. Объемы инвестирования и совместных проектов превышают долю Турции.
В 2021 году Турция пыталась также воссоздать Организацию тюркских государств (ОТГ). Таким образом, входившие туда государства, получили бы послабления на таможне для взаимной торговли. Однако ОТГ в этом смысле далеко в конкуренции с другим блоком — ЕАЭС.
Во вторую очередь, произойдет культурная интеграция Анкары на территории Кыргызстана. Почему эта политика не работает, можно было наблюдать в 90-е годы. Тогда Турция активно развивала свои образовательные центры в КР, которые по факту оказались под контролем проповедника Фетхуллаха Гюлена, противника президента Реджепа Эрдогана.
Хотя идея «Великого Турана» не табуирована в Кыргызстане, радикальных шагов в ее сторону не делается. Например, так и не была проведена языковая реформа. По замыслу Анкары должен быть создан единый алфавит для тюркоязычных стран на основе латиницы. Кыргызстан не видит смысла в данной инициативе.
Стоит также отметить, само отношение властей Турции к идее «Великого Турана». Дело в том, что инициативе уже много лет. Она продвигается, но успехов не имеет. Причиной этому является отсутствие финансирования, которое можно было бы получить при условии безапелляционной поддержки Анкары. Там, как известно, местные правящие элиты не всегда готовы к подобным шагам.