Эксперты считают, что решить ситуацию могло бы ограничение объемов экспорта нефтепродуктов и увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже.
Источник картинки: Canva.com
В Минсельхозе сообщили, что обратились в Минэнерго и Минтранс по вопросам роста цен на дизтопливо и перебоев с его поставками, так как доступность топлива имеет существенное значение для аграриев в период проведения сезонных полевых работ.
В Минэнерго отметили, что сложности с ритмичностью поставок возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон. Тем временем ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что такая ситуация может быть обусловлена высоким спросом на топливо в летний сезон, ремонтами на некоторых нефтеперерабатывающих предприятиях, проблемами в перевозках топлива.
Привязка российских цен на топливо через демпфер к иностранным рынкам также играет свою роль. Чем слабее рубль, тем более выгодно поставлять на экспорт. Этот механизм был приведен в действие правительством в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Согласно его условиям, при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких платят в бюджет. В июне в Минфине сообщили, что выплаты нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября сократятся вдвое (на 50 млрд рублей в месяц).
Падение стоимости российского рубля делает экспорт нефтепродуктов еще выгоднее, чем их продажи на внутренний рынок, поэтому нефтяники стараются увеличить экспортные поставки, что также формирует дефицит на внутреннем рынке. Эксперты считают, что решить ситуацию могло бы ограничение объемов экспорта нефтепродуктов и увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже.