Археологические раскопки в Израиле подтверждают существование царства Давида

Раскопки в пяти древних городах вблизи Иерусалима — Хирбет-Кейафа, Бкйт-Шемеш, Телль-эн-Насбех, Хирбет-эд-Жаввара и Лахиш — показали общие урбанистические черты.

Археологические раскопки в Израиле подтверждают существование царства Давида

Источник картинки: сгенерировано нейросетью Кандинский 2.0

Смелое заявление израильского археолога вызвало ажиотаж в научном сообществе. Профессор Еврейского университета Йосеф Гарфинкель провел многолетние раскопки в пяти древних городах близ Иерусалима: Хирбет-Кейафа, Бейт-Шемеш, Телль-эн-Насбех, Хирбет-эд-Даввара и Лахиш. В результате исследования он обнаружил, что у всех городов была общая планировка с крепостью в центре, примыкающими к ней домами и казематами. Это свидетельствует о повторяющейся концепции урбанизма.

Множество найденных протоханаанских и ханаанских надписей указывает на высокий уровень коммуникации и централизованную власть. Ученый также уточнил датировку городов — приблизительно 1000 год до нашей эры. Однако самое сенсационное заявление Гарфинкеля заключается в том, что все пять городов принадлежали царству библейского Давида.

Есть споры о том принадлежали ли все пять городов царству Давида, так как границы его владений не четко определены в Священном Писании.

«Все, что у нас есть от этого периода, поместится в коробку для обуви», — иронично заметил археолог из Тель-Авивского университета Юваль Гадот.

До недавнего времени сомневались даже в реальности самого Давида, но в 1993 году была обнаружена надпись о «царе из дома Давида» и «царстве Израиль». Ученые также установили, что в X-IX веках до нашей эры в долине Арава, на современной границе Израиля и Иордании, было множество медных шахт, экспорт металла из которых служил основой экономики царства Давида. Недавно археологи извлекли из культурного слоя Х столетия до нашей эры кусок пурпурной ткани, что свидетельствует о высоком уровне развития текстильной промышленности в тот период.

Главный критик Алан Мейер считает, что населенные пункты вокруг Иерусалима возникли в разное время, поэтому нельзя говорить о единой империи. Гарфинкель отмечает, что большинство археологических памятников — это «тели», города построены друг над другом, и нужно убедиться в том, что вы отделяете один уровень от другого, чтобы не смешивать артефакты из разных культурных слоев и не размывать общую картину. Возможно, в будущем появятся более убедительные аргументы, позволяющие уверенно назвать царя Давида правителем великой империи или же окончательно опровергнуть эту версию.

Автор: