От «Тяп-ляповцев» до «Слова пацана»: освежаем знания про «казанский феномен»

Историк Александр Чаусов объясняет, почему сериал показывает «как не надо делать».

От «Тяп-ляповцев» до «Слова пацана»: освежаем знания про «казанский феномен»

Источник картинки: кадр из сериала «Слово пацана»/скриншот с YouTube

Сериал «Слово пацана» создан режиссером Жорой Крыжовниковым (Андрей Першин) и сценаристом Андреем Золотаревым по одноименной книге Роберта Гараева. Проект внезапно порвал рейтинги онлайн кинотеатров, срезонировал с современной российской культурой и даже обратил на себя внимание высших эшелонов власти.

Экранизация реальных событий о подростковых бандах в Казани приобретает форму культурного явления и вызывает обостренные дискуссии о влиянии истории на общество, пишет портал «Государственные новости».

На примере «казанского феномена», который начался с организованной банды «Тяп-ляп», промышлявшей в 1974 году, сериал показал пугающую действительность в сфере молодежной преступности в 70-90-е годы в Татарстане. Зритель увидел, как в определенных условиях формировалась обстановка, где криминал становился неизбежностью, которая касалось каждого.

Проект «Слово пацана» не просто показывает «как не надо делать», а предлагает жесткое отражение безысходности и выбора между кладбищем и тюрьмой. Это кино о лютой безнадеге, где даже жизнь главного героя становится аллегорией трагичности.

В процессе развития сюжета зритель оказывается внутри мира, где выбора почти нет. Без принадлежности к банде остаешься «чушпаном» и подвергаешься насилию, вступление в банду открывает дорогу в мир преступности. Повествование подчеркивает массовую и организованную преступность с самой негативной стороны и предостерегает зрителей от повторения подобных уроков истории.

Главный урок «Слова пацана», пожалуй, заключается в демонстрации того, что иногда общество не может решать свои проблемы само. Наглядный пример — банды в некоторых странах Африки, Аргентине и Мексике, существующие до сих пор. Правительство этих стран не вмешивается, поэтому бандитизм процветает — туристов даже предупреждают обходить опеределенные районы в Буэнос-Айресе стороной.

В россии же история казанских банд стала частью прошлого, в том числе благодаря вмешательству сильного государства для восстановления порядка. Александр Чаусов сожалеет, что эти простые истины непонятны либеральной общественности и так называемым «снежинкам», которые критикуют «государственный гнет» и искренне считают, что сюжет «Слова пацана» может перенестись с экранов в реальный мир.

Автор: