В 2022 году было зафиксированы рекордные продажи алкоголя в России, с тех пор они не снижаются. Одной из причин эксперты считают кризис на фоне СВО.
Источник картинки: Pxhere.
В соответствии с данными Росалкогольтабакконтроля, на которые ссылается РБК, продажи водки в российских магазинах в 2023 году составили 75,6 млн дал, что почти не отличается от показателя 2022 года и уменьшились лишь на 0,8%. В 2022 году продажи водки достигли 76,2 млн дал, что на 6% превышает объем продаж в предыдущем году.
Дал (daL) — это мера объема спиртных напитков, 1 дал равен 10 литрам.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отмечает, что потребление водки в России оставалось устойчивым в течение нескольких лет, практически не изменяясь с 2016 года. В 2022 году продажи водки, также, как и всего алкоголя, были рекордными, что является характерным для периода кризиса
Кроме того, согласно данным Росалкогольтабакконтроля, в 2022 году розничные продажи алкоголя, за исключением пива, пивных напитков, сидра, медовухи и пуаре, составили 220,4 млн дал, что на 3,6% превышает показатели предыдущего года. В 2023 году этот тренд продолжился — продажи спиртного увеличились на 4,1%, достигнув 229,5 млн дал. Продажи коньяка увеличились на 9,4%, других спиртных напитков — на 14,6%, а объем слабоалкогольной продукции вырос на 14,5%.
Также в 2023 году продажи тихого вина достигли 56,5 млн дал, увеличившись на 5,8% по сравнению с 2022 годом, а продажи игристого вина увеличились на 8,3%, составив 21,7 млн дал. Категория ликерных вин показала самый значительный рост — 58,8%, но их объем продаж остается невеликим по сравнению с другими видами, составив всего 1,2 млн дал.
В целом, прогнозируется, что уровень потребления алкоголя будет и дальше увеличиваться, по меньшей мере, до завершения специальной военной операции на Украине, считает Вадим Дробиз. Он не исключает, что и после окончания люди не станут пить меньше.
Однако, согласно его словам, увеличение продаж водки замедляется из-за появления на рынке России большого количества других крепких напитков от небольших региональных производителей, таких как джин и виски. Он обращает внимание на значительный рост потребления этого вида алкоголя. Дробиз отмечает, что некоторые потребители переключились с водки на другие крепкие напитки, которые продаются по тем же ценам.
На отечественном рынке появилось много виски и джина после ухода из страны крупных зарубежных алкогольных компаний. После начала СВО компании Diageo (производитель брендов Johnnie Walker, Baileys и др.), LVMH (Hennessy, Moët & Chandon), Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Brown-Forman (виски Jack Daniel’s и водка Finlandia) и другие прекратили свою деятельность на российском рынке.
Однако ситуация с импортным алкоголем изменилась в 2023 году благодаря допуску параллельного импорта спиртного от ушедших с рынка компаний в ноябре 2022 года Минпромторгом. Это позволило российским поставщикам вернуть объем ввозимого спиртного на уровень 2021 года.