Стихотворения в книге «Москварианты» не подписаны – читателю предстоит самостоятельно подумать над тем, кто из авторов написал их.
Источник картинки: Обложка книги «Москварианты»
Известные российские поэты Стефания Данилова и Ника Батхен выпустили сборник стихотворений «Москварианты», посвященный столице нашей страны. Об этом изданию «Главсовет» рассказали сами девушки.
“Можно ли показать город со всех сторон? С утренним блеском трамвайных путей, запахом теплых булочек в торговых рядах, с апрельской вороной на шпиле. Эта книга – про истории. Веселые и грустные, иногда слишком личные. Когда они сложились вместе и стали городом, оказалось, что в нем очень даже можно жить. Концепция книги подняла важные для меня вопросы: может ли существовать текст без автора?”, — пишет поэт, победитель Международного Грушинского конкурса и соорганизатор “Кубка Балтии” Тейт Эш.
В этой книге Москва предстаёт нам в образе бизнес-леди, властной, но с которой всё-таки можно договориться.
Сборник вышел экспериментальным – в нем работы авторов не подписаны. Данилова и Бахтен предлагаю читателям самостоятельно определить, из-под чьего пера вышел тот или иной стих. Или же вовсе не задумываться об этом, а просто наслаждаться поэзией и нарисованной ею Москвой. Пусть читатель сам гадает, какими улицами столицы бродили авторы, куда несло их души в потоке машин, какие сны привиделись в холодном февральском автобусе.
Судьбы авторов синхронны – они обе «понаехавшие» в Москве, в крови обеих течёт Нева, и любовь к двум столицам разом объединяет их творчество, сшивает его серыми нитками невской воды и скрепляет кремлевской звездочкой. Московско-питерская тема разрывает поэтесс на части, рождая тонкие стихи там, где рвётся.
Эта книга неровная, нервная, как напряжённая Москва утром понедельника. Она бросает то в холод – поэзия Батхен прохладна и фундаментальна, то в жар – лирика Даниловой буквально сжигает город “синим пламенем”. Именно так называют девушку читатели из-за того, что на публике она появляется только в синей одежде, а волосы её – рыжего цвета.
Главный редактор журнала “Москва” Владислав Артёмов считает так: “Москва — давняя тема русской поэзии, поскольку для каждого из нас она – не просто город, поселение, место проживания, а некий вечный символ, сказочный и песенный…”
И если город похож на песню, а может, и на Песнь Песней, то его просто необходимо воспеть. Но тексты в книге – не хвалебные оды и не трагические плачи. Это баллады, которые не обязательно петь, достаточно по-высоцки читать нараспев, и в книге есть три таких. Подобные обычно играют на трёх аккордах, на Арбате, на разрыв. Каждая – история.
Важно понимать, что обе поэтессы безумно любят родной Петербург и не предали его, и при этом в их сердцах умудрилась разместиться любовь к Москве – после всего непростого бэкграунда, который их с нею связал.
Во многих текстах читатель найдет отсылки к известным местам Белокаменной, которые так или иначе впечатлили девушек в свое время. Можно попробовать пройтись по этим местам, воспринимая книгу как своеобразную “бродилку”. От Неглинной до Новоподрезково, из Бирюлёво на Арбат, а потом осесть на дно где-нибудь в Правде, убегая от мира, где у каждого своя правда.
Метро, трамваи и Сапсаны – завсегдатаи “Москвариантов”, без них решительно никуда. Катится яблочко из одного стихотворения по московским улицам и ведёт незнамо куда, а за фабричным смогом светит незнакомая путеводная звезда, и, может быть, после прочтения этой книги вы сможете её разглядеть.